Таможенное ускорение

Падение грузооборота на треть по сравнению с 2014 годом заставило таможни Северо–Запада упростить администрирование, чтобы привлечь грузоперевозчиков. Таможни Северо–Запада, которые за январь–сентябрь зафиксировали снижение экспортно–импортных перевозок на 31–35% из–за девальвации рубля, стараются привлечь новых транзитных грузоперевозчиков, чтобы нарастить объемы российского внешнего товарообмена.

Таможенники открывают новые пункты пропуска на границах, ускоряют и упрощают документооборот, создают зеленые коридоры для иностранных транзитных грузовиков. Но эксперты считают, что это позволит увеличить потоки не более чем на 5–7%.

По данным Северо–Западного таможенного управления (СЗТУ), в январе–сентябре 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014 года экспортный грузооборот в долларовом выражении упал на 31%, а импортный — на 34,54%.

В снижении оборота виноваты не только санкции и сокращение промышленного производства, но и проблемы таможенного администрирования, говорят участники рынка.

Например, в первом полугодии 2015 года через иностранные порты Балтики было перегружено порядка 94,5 тыс. TEU контейнерных грузов, которые шли через них транзитом в Россию. Значительная часть этих грузов могла бы пойти в порты Петербург и Усть–Луга (их контейнерный грузооборот за тот же период составил 410 тыс. TEU), если бы не проблемы Балтийской таможни, отмечают в компании «Ителла». Число документов, которые требуют у перевозчиков российские таможенники, вдвое больше, чем на таможнях Латвии, Финляндии и Эстонии. Цены на временное хранение грузов выше, чем за рубежом, а скорость оформления таможенных документов существенно ниже.

Правительство РФ обещало повышать привлекательность РФ для транзитных грузов. В августе 2015 года вышло постановление правительства о соответствующей дорожной карте. В ней прописаны меры по совершенствованию таможенных операций, процедур транзита, оплаты и возврата таможенных платежей, упрощение и ускорение получения разрешительных документов при ввозе и вывозе товаров.

Между тем многие региональные таможни, не дожидаясь распоряжений сверху, сами внедряют нововведения, чтобы повысить свою привлекательность для грузоперевозчиков.

/Источник: «Деловой Петербург»/